Воздушную границу с Украиной смогут взять под контроль дирижабли ДРЛОиУ


Все возрастающая частота успешных атак украинской авиации, пилотируемой и беспилотной, по российской территории заставляет многих задуматься о реальной эффективности отечественных систем ПВО/ПРО и спорить о том, что лучше прикроет границы, ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор» или перспективная «Деривация-ПВО»? На самом деле, все наши комплексы ПВО по-своему хороши, проблема заключается не в них, а в «глазах и ушах».

Как мы уже подробно разбирали ранее, одним из самых серьезных недостатков российских армии и флота, увы, в полной мере сказавшимся в ходе боевых действий, оказался дефицит современных самолетов ДРЛОиУ, а также полное отсутствие БПЛА ДРЛОиУ. Мало иметь огромную ударную мощь, противника еще надо сперва своевременно увидеть и оперативно дать на него точные данные целеуказания. В качестве временного решения проблемы, пока отечественный ВПК осваивает производство самолета А-100 «Премьер», мы даже предложили закупить партию легких палубных самолетов ДРЛО в Китае, которые реально позволили бы «заткнуть дыры» в разведке ВКС РФ, ВС РФ и ВМФ РФ. Но есть как минимум еще один вариант, не сильно хуже, а кое в чем даже лучше.

Дирижабль ДРЛОиУ?

Каковы ключевые требования к «летающему радару»? Он должен иметь большой радиус действия и дальность полета, находиться в воздухе длительное время и нести мощное радиолокационное оборудование. Самолет кажется оптимальным решением, БПЛА – компромиссным, но как насчет того, чтобы приспособить для этого дирижабль или иной аэростат?

На первый взгляд, дирижабль в наш век высоких скоростей и дальнобойных ракет может показаться каким-то атавизмом: слишком он медленный, большой и уязвимый. Но это только на первый взгляд. Подобный летательный аппарат имеет перед самолетом или вертолетом массу преимуществ.

Во-первых, удельный расход топлива у дирижабля в 3-4 раза меньше, чем у самолета, и в 14-15 раз меньше, чем у вертолета. Очень полезное качество при активной эксплуатации, и ремонтировать его потом проще.

Во-вторых, как транспортное средство, не нуждающееся в длинной оборудованной взлетно-посадочной полосе, он не имеет цены при доставке грузов в отдаленные регионы с плохо развитой инфраструктурой.

В-третьих, дирижабль или иной аэростат могут использоваться в качестве ретранслятора связи, в том числе, военной.

В-четвертых, дирижабли имеют прекрасный потенциал как спасательные средства, например, на море.

В-пятых, эти летательные аппараты могут очень широко применяться в чисто военном назначении. Об этом следует поговорить подробнее.

Например, дирижабль может использоваться как мобильный носитель крылатых ракет воздушного базирования и даже МБР. Если подвесить его где-нибудь на Сибирью или в Якутии под прикрытием зонтика ПВО/ПРО, то из собственного воздушного пространства он сможет наносить ракетные удары и оперативно перебазироваться на иную позицию. На дирижабле также можно разместить мощный комплекс РЭБ, который будет давить электронику противника с больших дистанций. И, что особо для нас интересно, дирижабли являются весьма перспективной платформой для превращения в мобильный воздушный комплекс ДРЛОиУ и даже ПВО.

Ничего экзотического в данной идее нет, напротив, в девяностых годах в США было создано специальное подразделение JAPO (Joint Aerostat Project Office), которое занималось разработкой разведывательных систем, размещаемых на аэростатах. Для нужд системы ПВО Северной Америки NORAD разрабатывались огромные 70-метровые беспилотные дирижабли ДРЛО, которые должны были висеть по 30 суток на высоте до 24 километров и обнаруживать летящие российские ракеты на дальности до 740 км. В ходе испытаний выяснилось, что при кажущейся архаичности конструкции подобные аппараты чрезвычайно живучи и не падают камнем при попадании в них. Напротив, они плавно опускаются благодаря тому, что внутри разделены на сегменты и заполнены не водородом, а гелием. В США проект не пошел в жизнь только потому, что в конце 90-х Россия казалась американцам уже окончательно «замиренной» и вставшей на колени. Несмотря на это, над пустыней штата Юта по-прежнему можно увидеть огромный дирижабль ДРЛО.

Руководитель отделения Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System компании Raytheon Марк Роуз так рассказывает о своем детище:

Дирижабль может находиться на высоте 10 тысяч футов. Бортовая РЛС способна отслеживать самолеты, крылатые ракеты, лодки на расстоянии до 100 миль, и пространство вокруг горы.
Летательный аппарат свободно находится в воздухе от 1 недели до 1 месяца, удерживаемый тросами, его радиоэлектронное оборудование получает энергоснабжение с земли по кабелям. Эффективность получается значительно выше, чем у самолета ДРЛОиУ и, тем более, чем у вертолета ДРЛОиУ. Чем это может быть полезно нам?

Тем, что на основе дирижаблей и иных аэростатов можно создать вдоль украинской (и не только) границы сеть воздушных разведывательных комплексов, которые будут непрерывно просматривать обстановку вглубь территории Незалежной, контролируя все полеты ее ВВС и запуски ракет, выдавая оперативные данные целеуказания ВКС РФ, ВС РФ и ВМФ РФ. При соответствующей модернизации в гондоле возможно разместить даже зенитные ракеты.

В перспективе военные дирижабли могут стать не только стационарными, но и беспилотными, дистанционно управляемыми. Подобные летательные аппараты способны вести длительное воздушное патрулирование чрезвычайно протяженных российских границ. При этом ничего фантастичного в подобном техническом решении нет, все вполне реалистично.

  • Автор: Сергей Маржецкий
  • Использованы фотографии: Raytheon

Источник

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика