Всегда есть спешка завершить все незавершенные сделки до конца года. Часто это нереально, и завершение откладывается на январь.
Однако, как объясняет Кит Спеддинг, корпоративный партнер юридической фирмы Shakespeare Martineau, проскальзывание сделок в этом году может еще больше затянуть процесс с введением Закона о национальной безопасности и инвестициях 4-го января 2022 года.
После получения королевского согласия в апреле 2021 года Закон позволяет правительству проверять приобретения и инвестиции в 17 областях, признанных чувствительными, включая искусственный интеллект, энергетику и транспорт. Если сделки совершаются в этих секторах и более 25% бизнеса подлежит продаже, существует режим обязательного уведомления, который должен быть введен до завершения сделки. Это относится к сделкам любого масштаба, будь то миллионы фунтов стерлингов или всего одна.
Организация, которую следует уведомить, — это Подразделение инвестиционной безопасности (ISU), новое оперативное подразделение в составе Департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии. Стороны, участвующие в приобретении, отвечающем требованиям, могут отправить уведомление через онлайн-«форму обязательного уведомления» сервиса с 4-го января 2022 года.
В течение многих лет Великобритания была международным аутсайдером из-за ограниченных возможностей правительства вмешиваться в деловые операции по соображениям национальной безопасности. Во многих других странах существуют положения, запрещающие иностранному владению чувствительными компаниями, но в Великобритании никогда не было отдельного режима проверки прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Правительство может вмешаться при определенных обстоятельствах, когда сделка затрагивает один из следующих четырех вопросов, представляющих общественный интерес: национальная безопасность, плюрализм СМИ, финансовая стабильность или чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения. Однако эта возможность использовалась всего несколько раз, и ни одна сделка не была заблокирована из–за этого — хотя в этом году при существующих полномочиях произошло четыре таких вмешательства.
После Brexit, возможно, правительство теперь чувствует, что оно в состоянии установить более строгий уровень контроля, не создавая нежелательных разногласий с ЕС.
Закон потенциально может вызвать ряд осложнений для текущих и будущих сделок, включая задержки с завершением. После того, как компания уведомила ISU, у подразделения есть 30 рабочих дней для ответа. Однако это не начнется до тех пор, пока уведомление не будет официально принято. Этот нюанс может привести к дальнейшим задержкам, поскольку нет установленного периода, в течение которого ГИП должна подтвердить принятие, за исключением случаев, когда это практически возможно.
17 областей, которые были определены как чувствительные, также невероятно широки. В результате, вполне вероятно, что правительство будет засыпано уведомлениями. Только через несколько месяцев после нового года станет ясно, правильно ли департамент рассчитал ресурсы, необходимые ему для обработки количества получаемых уведомлений.
Пока о сделках уведомляются заблаговременно, Закон не должен вызывать серьезных сбоев в выполнении большинства транзакций, поскольку многие сделки все равно не завершаются в течение 30 рабочих дней. Однако это может вызвать проблемы при ускорении процессов слияний и поглощений или когда администраторы пытаются быстро продать бизнес без участия администрации. Хотя большинство администраций предполагают продажу активов, поэтому не будут иметь права на уведомление, если речь идет о акциях, могут возникнуть проблемы.
Чтобы подготовиться к этому новому законодательству, предприятиям следует попытаться завершить все незавершенные сделки до конца года, чтобы избежать каких-либо задержек. Если сделку не удается завершить вовремя, важно как можно скорее отправить уведомление в ISU. Уведомления не могут быть отправлены ранее 4-го января 2022 года, поэтому получение правильной информации и одобрения заранее является ключом к беспрепятственному процессу подачи заявок.
Как только покупатели согласятся с условиями сделки, может быть отправлено уведомление. Однако жизненно важно, чтобы все участники сделки были осведомлены о процессе. Те, кто находится за границей – или даже в Великобритании – могут не знать о новом законодательстве и дополнительных этапах, которые оно добавляет к сделке.
Предприятия также должны знать, что если сделка не будет одобрена, она станет предметом пересмотра, что может привести к дополнительной задержке в 45 рабочих дней. В течение этого периода проверки ГИП может запрашивать различные обязательства, прежде чем разрешить завершение сделки. Подавляющее большинство внутренних сделок не будут подвержены этому, но для особо чувствительных или крупных сделок за рубежом процесс проверки сопряжен с большим риском.
Сделки, заключенные в течение нескольких месяцев после королевского согласия в апреле 2021 года, также могут быть отозваны государственным секретарем в течение пяти лет и, как таковые, могут быть оспорены.
Если компания не будет соблюдать новые правила, мало того, что сделка станет недействительной, покупателям и директорам также будут предъявлены обвинения в уголовном преступлении. Возможные действия, которые могут быть предприняты в результате несоблюдения требований, варьируются от предупреждений и гражданских санкций до возбуждения уголовного дела. Если есть какие-либо опасения по поводу того, имела ли транзакция право на уведомление в соответствии с Законом, предприятия могут подать заявку на подтверждение, чтобы быть спокойными, используя форму заявления о ретроспективном подтверждении.
Только время покажет, готово ли правительство к волне уведомлений, которые оно, несомненно, получит в январе, и к тому влиянию, которое этот новый закон окажет на сделки. Если период принятия уведомлений превысит задержку в 30 рабочих дней, возможно, будут внесены изменения, позволяющие предприятиям завершать работу без одобрения ISU. Однако это всего лишь предположение, и какие-либо изменения в Акте вряд ли произойдут, пока он не будет действовать в течение нескольких месяцев.