Что такое франшиза и франчайзинг простыми словами — определение и значение терминов
В первую очередь давайте разберем, что такое франшиза простыми словами.
Франшиза (от фр. Franchise-прерогатива, преимущество) — это объект договора по франчайзинговой сделке, передача бренда и бизнес-модели партнеру на льготных условиях.
Франчайзинг (franchising) — это бизнес-модель, при которой одна компания передает физическому лицу или другой компании право вести идентичен бизнес под своим товарным знаком за соответствующее вознаграждение.
Таким образом, франшиза — это предмет соглашения, а франчайзинг — сама сделка. Не путайте эти определения!
Стороны франчайзинговой сделки cookbook.rin.ru называются франчайзер и франчайзи. Франчайзор — компания предоставляет франшизу, франчайзи, соответственно, сторона, которая ее приобретает.
Отличным примером может служить ресторан KFC. Во всех городах есть этот фастфуд, а организаторами являются местные предприниматели, которые открыли бизнес по франшизе и получают прибыль.
Что такое роялти в франшизе + другие термины франчайзинга
Кроме франшизы, франчайзера и франчайзи есть другие специфические понятия, о которых необходимо знать. Приведем их ниже:
- Ноу-хау — сведения, помогающие вести бизнес, и известны только в данной организации. Передаются франчайзи вместе с лицензией.
- Лицензия — документально зафиксированное право на ведение любого бизнеса. Выступает объектом франчайзинга наравне с брендом и ноу-хау.
- Договор франчайзинга может называться лицензионным соглашением ( в случае передачи интеллектуальной собственности) или договором концессии. Суть от этого не меняется.
- Основным пунктом такого договора является паушальный взнос — платеж за покупку товарного знака или определенного запаса товара. Паушальный взнос платится каждый раз при продлении договора.
- Кроме этой выплаты франчайзер также получает роялти. Роялти в франшизе — это регулярный периодический взнос за пользование франшизой. Может выплачиваться как фиксированной суммой, так и в виде процента от прибыли. Все это оговаривается в договоре и является основным интересом франчайзора вместе с паушальним вкладом.
Пакет документов, который получает франчайзи
Стартовый комплект, который получает франчайзи, называется франчайзинговым пакетом.
В данный комплект документов входят:
- нормативно-правовые документы, регулирующие этот вид деятельности (лицензии, разрешения и тому подобное.);
- брендбук, согласно которым оформляется торговое помещение;
- политика управления персоналом;
- руководство для управляющего.
Кроме этого в франчайзинговый пакет могут входить различные тренинги для наемных работников, софт, пособия по ведению бизнеса и многое другое. Все эти документы направлены на то, чтобы франчайзи как можно быстрее понял корпоративный дух фирмы и начал работать в соответствии со стандартами.
Возьмите на заметку! Компании, осуществляющие работу по франшизе, предлагающих свои услуги в Сети. Ознакомиться с их предложениями, сравнить условия и оставить заявку можно на специальных ресурсах.
Кроме основной франшизы есть еще мастер-франшиза — купил ее бизнесмен остается единственным владельцем на определенной территории (городе, крае, области). Естественно, что паушальный взнос и роялти будут большие↑, но и доход предпринимателя при этом выше↑.
По своей сути франшиза является одной из разновидностей партнерской программы.
Плюсы и минусы бизнеса по франшизе
Как в любой деловой активности, у бизнеса по франшизе есть плюсы (+) и минусы (-).
Положительные стороны при покупке франшизы:
- Минимум риска. Покупая франшизу, бизнесмен пропускает этап создания и раскрутки. До него это уже было сделано собственником. Таким образом, прибыли не нужно ждать годами. А сделать ошибку в управлении, неверно оценить рыночную ситуацию практически невозможно, так как бизнес регулируется франчайзером.
- Раскрученный бренд. Узнаваемость торговой марки уже есть, тратить деньги на рекламу не имеет смысла.
- Быстрое получение первой прибыли. Так как отсутствуют затраты, сопутствующие открытию новой фирмы (такие как реклама, аренда и прочее), первая прибыль начинает поступать уже в первый месяц работы.
- Снижение расходов на рекламу. Благодаря тому, что товарный знак фирмы уже «раскрученный» львиная доля бюджета экономится. Ведь хорошо известно, что на рекламные расходы уходит более 40% прибыли в первое время работы предприятия.
- Возможность обучения и консультаций у франчайзора. Интерес в успехе филиалы не только франчайзи, но и у владельца товарного знака. Поэтому контроль и своевременное исправление ошибок присутствуют на всех этапах. Поддержка и помощь гарантированно помогут выйти на успешный уровень работы.
Теперь о неизбежны негативные стороны концессии:
- Отсутствие возможности маневра во франчайзи. Принимать самостоятельные решения не удастся, так как весь процесс регламентирован продавцом бренда. Чтобы ввести какие-либо нововведения, их необходимо согласовать с франчайзером.
- Наличие обязательных платежей. Паушальный взнос и роялти, минимальная обязательная закупка товаров — на эти обязательные платежи необходимо корректировать полученную прибыль. Тогда как свободный предприниматель распоряжается полученным доходом по своему усмотрению.
- Высокая стоимость сделки. За свой товарный знак и бизнес-модель известные бренды берут дорого, особенно по мастер-франшизе.
- Тотальный контроль со стороны франчайзера. Кроме, пожалуй, свободной концессии, владелец товарного знака будет плотно контролировать весь бизнес-процесс. Для опытных предпринимателей это не очень желательно.
- Невозможность изменения действующей модели. Даже если ваш маркетинг-кит будет удачнее, и стратегия работы лучше, внедрить их вам не удастся. Все процессы строго регламентированы.