Агентские издержки

Что такое агентские расходы?

Агентские расходы — это тип внутренних расходов компании, которые возникают в результате действий агента, действующего от имени принципала. Агентские издержки обычно возникают в результате основной неэффективности, неудовлетворенности и сбоев, таких как конфликты интересов между акционерами и руководством. Оплата агентских расходов производится действующему агенту.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

  • Агентские расходы — это внутренние расходы, связанные с тем, что агент предпринимает действия от имени принципала.
  • Основные недостатки, неудовлетворенность и сбои в работе вносят свой вклад в расходы агентства.
  • Агентские издержки, которые включают комиссионные, связанные с управлением потребностями конфликтующих сторон, называются агентским риском.
  • Между руководством компании (агентом) и ее акционерами (принципалом) существуют отношения агент-принципал.

Понимание стоимости агентства

Агентские издержки могут возникать, когда интересы исполнительного руководства корпорации вступают в конфликт с ее акционерами. Акционеры могут захотеть, чтобы руководство управляло компанией определенным образом, что увеличивает акционерную стоимость.

И наоборот, руководство может стремиться к развитию компании другими способами, что, возможно, противоречит наилучшим интересам акционеров. В результате акционеры понесут агентские издержки.

Еще в 1932 году американские экономисты Гардинер Койт Минс и Адольф Августус Берле обсуждали корпоративное управление в терминах “агента” и “принципала”, применяя эти принципы к развитию крупных корпораций, где интересы директоров и менеджеров отличались от интересов владельцев.

Отношения принципал-агент

Динамика противоположной стороны называется отношениями принципал-агент, что в первую очередь относится к отношениям между акционерами и управленческим персоналом. В этом сценарии акционеры являются принципалами, а оперативные сотрудники управления действуют как агенты.

Однако отношения принципал-агент могут также относиться к другим парам связанных сторон с аналогичными характеристиками власти. Например, отношения между политиками (агентами) и избирателями (принципалами) могут привести к агентским издержкам. Если политики обещают предпринять определенные законодательные действия во время предвыборной кампании, а после избрания не выполняют эти обещания, избиратели несут агентские издержки. В расширении динамики принципал-агент, известной как «множественные основные проблемы», описывается сценарий, в котором человек действует от имени группы других лиц.

Более пристальный взгляд на агентские расходы

Агентские расходы включают любые сборы, связанные с управлением потребностями конфликтующих сторон в процессе оценки и разрешения споров. Эти издержки также известны как агентский риск. Агентские расходы — это необходимые расходы в любой организации, где руководители не обладают полной автономной властью.

Из-за их неспособности работать так, чтобы это приносило пользу агентам, работающим под ними, это может в конечном итоге негативно повлиять на их прибыльность. Эти издержки также относятся к экономическим стимулам, таким как бонусы за производительность, опционы на акции и другие «пряники», которые стимулировали бы агентов должным образом выполнять свои обязанности. Цель агента — помочь компании процветать, тем самым согласовывая интересы всех заинтересованных сторон.

Недовольные акционеры

Акционеры, которые не согласны с руководством, могут быть менее склонны удерживать акции компании в долгосрочной перспективе. Кроме того, если конкретное действие побудит достаточное количество акционеров продать свои акции, может произойти массовая распродажа, что приведет к снижению цены акций. В результате компании финансово заинтересованы в том, чтобы принести пользу акционерам и улучшить финансовое положение компании, поскольку невыполнение этого требования может привести к падению цен на акции.

Кроме того, значительная чистка акций может потенциально отпугнуть потенциальных новых инвесторов от открытия позиций, что вызовет цепную реакцию, которая может еще больше снизить цены на акции.

В случаях, когда акционеры становятся особенно недовольными действиями высшего руководства компании, может быть предпринята попытка избрать в совет директоров разных членов. Отставка существующего руководства может произойти, если акционеры проголосуют за назначение новых членов совета директоров. Это резкое действие может привести не только к значительным финансовым затратам, но и к затратам времени и умственных ресурсов.

Такие потрясения также вызывают неприятные и непомерные бюрократические проблемы, присущие перекалибровке власти в высших эшелонах власти.

Реальный пример агентских издержек

Некоторые из наиболее известных примеров агентских рисков возникают во время финансовых скандалов, таких как крах <a>Enron</a> в 2001 году. Как сообщается в этой <a>статье о SmallBusiness.chron.com</a> , совет директоров и старшие должностные лица компании распродали свои акции по более высоким ценам из-за мошеннической бухгалтерской информации, которая искусственно завышала стоимость акций. В результате акционеры потеряли значительные деньги, когда цена акций Enron резко упала.

В упрощенном виде, согласно Journal of Accountancy, крах Enron произошел из-за «индивидуальной и коллективной жадности, рожденной в атмосфере рыночной эйфории и корпоративного высокомерия».