Альфа: что это значит в инвестировании, с примерами

Что такое Альфа?

Альфа (α) — это термин, используемый в инвестировании для описания способности инвестиционной стратегии превзойти рынок или его «преимущество». Таким образом, Альфа также часто упоминается как “избыточная доходность” или “ненормальная норма доходности”, которая относится к идее о том, что рынки эффективны, и поэтому нет способа систематически получать доход, превышающий общий рынок в целом. Альфа часто используется в сочетании с бета (греческая буква β), которая измеряет общую волатильность или риск широкого рынка, известный как систематический рыночный риск.

Альфа используется в финансах как показатель эффективности, показывающий, когда стратегии, трейдеру или портфельному менеджеру удалось превзойти рыночную доходность за некоторый период. Альфа, которую часто считают активной доходностью инвестиций, оценивает эффективность инвестиций по сравнению с рыночным индексом или эталоном, который, как считается, отражает движение рынка в целом.

Превышение доходности инвестиций по отношению к доходности базового индекса является альфа-показателем инвестиций. Альфа может быть положительной или отрицательной и является результатом активного инвестирования. Бета-версию, с другой стороны, можно заработать с помощью пассивного индексного инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

  • Альфа относится к избыточной доходности, полученной от инвестиций, превышающих базовую доходность.
  • Активные портфельные менеджеры стремятся генерировать альфа в диверсифицированных портфелях, при этом диверсификация предназначена для устранения бессистемного риска.
  • Поскольку альфа представляет эффективность портфеля относительно эталона, часто считается, что она представляет ценность, которую управляющий портфелем добавляет или вычитает из доходности фонда.
  • Jensen’s alpha учитывает модель ценообразования капитальных активов (CAPM) и включает в свой расчет компонент с поправкой на риск.

Понимание Альфа

Альфа — один из пяти популярных коэффициентов технического инвестиционного риска. Остальные — бета, стандартное отклонение, R-квадрат и коэффициент Шарпа. Все это статистические измерения, используемые в современной теории портфеля (MPT). Все эти показатели предназначены для того, чтобы помочь инвесторам определить соотношение риска и доходности инвестиций.

Активные портфельные менеджеры стремятся генерировать альфа в диверсифицированных портфелях, при этом диверсификация предназначена для устранения бессистемного риска. Поскольку альфа представляет эффективность портфеля относительно эталона, часто считается, что она представляет ценность, которую управляющий портфелем добавляет или вычитает из доходности фонда.

Другими словами, альфа — это возврат инвестиций, который не является результатом общего движения на большом рынке. Таким образом, альфа, равная нулю, будет указывать на то, что портфель или фонд идеально соответствуют базовому индексу и что управляющий не добавил и не потерял никакой дополнительной ценности по сравнению с широким рынком.

Концепция альфа-индекса стала более популярной с появлением интеллектуальных бета-индексных фондов, привязанных к таким индексам, как Standard & Poor’s 500 index и Wilshire 5000 Total Market Index. Эти фонды пытаются повысить эффективность портфеля, который отслеживает целевую часть рынка.

Несмотря на значительную желательность альфа в портфеле, многим индексным показателям удается превзойти управляющих активами в подавляющем большинстве случаев. Отчасти из-за растущего недоверия к традиционному финансовому консультированию, вызванного этой тенденцией, все больше и больше инвесторов переходят на недорогих пассивных онлайн-консультантов (часто называемых roboadvisors), которые исключительно или почти исключительно инвестируют капитал клиентов в фонды, отслеживающие индексы, обоснованием чего является то, что если они не могутпобедив рынок, они также могут присоединиться к нему.

Более того, поскольку большинство “традиционных” финансовых консультантов взимают плату, когда кто-то управляет портфелем и получает альфа, равную нулю, это фактически представляет собой небольшой чистый убыток для инвестора. Например, предположим, что Джим, финансовый консультант, взимает за свои услуги 1% от стоимости портфеля и что в течение 12-месячного периода Джиму удалось получить альфа-коэффициент 0,75 для портфеля одного из своих клиентов, Фрэнка. Хотя Джим действительно способствовал повышению эффективности портфеля Фрэнка, плата, которую взимает Джим, превышает альфа, которую он сгенерировал, поэтому портфель Фрэнка понес чистый убыток. Для инвесторов пример подчеркивает важность рассмотрения комиссионных в сочетании с доходностью и альфа-доходностью.

Гипотеза эффективного рынка (EMH) постулирует, что рыночные цены всегда включают всю доступную информацию, и поэтому ценные бумаги всегда оцениваются должным образом (рынок эффективен). Поэтому, согласно EMH, нет способа систематически выявлять и использовать в своих интересах неправильные оценки на рынке, потому что их не существует.

Если выявляются неправильные цены, они быстро устраняются арбитражным путем, и поэтому устойчивые модели рыночных аномалий, которыми можно воспользоваться, как правило, немногочисленны.

Эмпирические данные, сравнивающие исторические показатели доходности активных взаимных фондов по сравнению с их пассивными показателями, показывают, что менее 10% всех активных фондов способны заработать положительную альфа-доходность в течение 10 с лишним лет, и этот процент падает с учетом налогов и сборов. Другими словами, альфу трудно найти, особенно после уплаты налогов и сборов.

Поскольку бета-риск можно изолировать путем диверсификации и хеджирования различных рисков (что сопряжено с различными транзакционными издержками), некоторые предполагают, что альфа на самом деле не существует, а просто представляет собой компенсацию за принятие некоторого незащищенного риска, который не был идентифицирован или был упущен из виду.